Обоснование целей и задач системы:
Для обеспечения качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.
Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций может и должен явиться одним из действенных инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в Республике Башкортостан организовано на региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях. Это обеспечивает единство требований к руководящему составу системы образования, формирование системы работы с кадровым резервом. Однако, современные условия определяют ориентацию образовательных учреждений на интенсивные методы работы, поиск оптимальных систем управления персоналом, принятие эффективных управленческих решений и т.д. Для эффективного осуществления управленческой деятельности руководитель образовательной организации должен осваивать новые компетенции. Умение успевать больше и достигать максимального количества поставленных целей без ущерба здоровью и личному времени – это возможность обеспечить стабильный рост и развитие не только своей образовательной организации, но и самого себя. В этих условиях оказание реальной научно-методической и психолого-педагогической помощи руководителям, осуществляющим принятие управленческих решений как ресурса повышения качества образования.
Эффективность образовательной организации напрямую зависит от результативности управленческой деятельности руководителя. В Республике Башкортостан главной задачей становится оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации. ГАУ РБ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» (далее - ГАУ РБ ЦОПМКП) начал работу по апробации региональной модели аттестации руководителей, в рамках которой определены профессиональные компетенции руководителей образовательных организаций. В 2020 году определение профессиональных компетенций прошли 46,32% руководителей региона, в 2021 году – 39,42%. Результаты всесторонней и объективной оценки профессиональной компетентности, эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций является основой для выработки комплекса мер по устранению слабых сторон в системе менеджмента образовательной организации и совершенствованию управленческой деятельности. Из анализа показателей 2021 года установлено, что требованиям профстандартов «Руководитель образовательной организации» соответствует 91,4% руководителей, соответствие административных работников образовательных организаций квалификационным требованиям (имеющим профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», или диплом по переподготовке по направлениям государственное и муниципальное управление или менеджмент и экономика) – 91,3%. По критерию сформированности системы работы с резервом управленческих кадров образовательных организаций выявлено, что 8 муниципальных районах и городских округах критерии отбора претендентов для включения в кадровый резерв находятся в разработке, «Положение о кадровом резерве управленческих кадров образовательных организаций» не утверждено, а в 17 – отсутствуют.
Повышение качества образования невозможно без качественных управленческих решений руководителя образовательной организации. Достигнутые результаты говорят о том, что руководители образовательных организаций Республики Башкортостан заинтересованы в качестве подготовки обучающихся. Если в 2020 году доля руководителей образовательных организаций, в школах которых 100% обучающихся 4 классов достигли базового уровня предметной подготовки по программам начального общего образования (учитываются результаты ВПР по математике и русскому языку) составляла 0%, то в 2021 году наблюдается небольшой рост таких школ. Увеличился % школ, в которых обучаются победители (призеры) Всероссийской олимпиады школьников (с 2,2% в 2020 году до 3,57% в 2021). Высокий % школ, в которых обучались участники ЕГЭ, сдавшие хотя бы один предмет на высоком уровне (81 и более баллов) по обязательным предметам (72,38%).
Среди проблемных зон, требующих внимания руководителей и принятия от них правильных управленческих решений является государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов. 47,18% школ имеют выпускников 9-х классов, не прошедших государственную итоговую, из числа выпускников, допущенных к государственной аттестации.
Во многом это связано с условиями для реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных). Наблюдается положительная динамика в этом направлении благодаря внедрению в регионе программы «Земский учитель», создания в сельской местности Центров «Точки роста». Задача любого руководителя обеспечить наличие достаточного для успешного функционирования объема материально-технических ресурсов, привлечение в образовательную организацию опытных педагогических работников, создание оптимальной организационной структуры управления и комфортного психологического климата. Решение указанной задачи позволит повысить удовлетворенность работой образовательной организации всех участников образовательного процесса.
Для обеспечения высокого качества подготовки обучающихся в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие создавать, в том числе необходимые условия для реализации основных образовательных программ. Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций может и должен явиться одним из действенных инструментов повышения качества образования. Наличие объективной информации о состоянии и перспективах развития организаций с точки зрения оценки деятельности управленческого персонала дает возможность принять своевременные управленческие решения на региональном уровне.
Цели:
в части повышения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций:
1. Развитие внутришкольных механизмов управления качеством образования в Республике Башкортостан.
в части формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций:
2. Формирование кадрового резерва (муниципального и республиканского) руководителей образовательных организаций.
3. Подготовка школьных управленческих команд (в том числе команд кадрового резерва в сфере образования), способных разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии управления образованием.
Задачи:
в части повышения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций:
1. Повышение качества управленческой деятельности в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан.
2. Обеспечение функционирования единой региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, направленной на повышение качества управленческой деятельности.
в части формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций:
1. Создание условий для профессионального роста перспективных кадров сферы образования.
2. Повышение профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
3. Совершенствование системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций.
4. Выявление эффективных руководителей образовательных организаций (из числа педагогических и руководящих работников образовательных организаций) - лидеров в реализации основных направлений развития системы образования Республики Башкортостан.
5. Определение профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций и организация работы по их устранению.
6. Обеспечение мотивационной готовности руководителей в системной работе по повышению качества образования обучающихся на основе использования результатов оценочных процедур.
7. Совершенствование показателей мониторинга эффективности деятельности руководителя общеобразовательной организации.